» AliExpress |
|
» Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
|
«Рыбачок»
№3 2012
Карп и рыболов
Олег Шпилев
ОСНАЩЕНИЕ
УДИЛИЩ
Давайте
разберёмся, почему катушка вообще наматывает леску - за счёт чего, чем? Про
геометрию шпуль я немного уже сказал. Для начала рассмотрим в этих изделиях
не механику, а цену... Она-то ведь в сущности и отображает качество. Карповое
направление, наверное, самое дорогостоящее среди прочих стилей ловли. Поэтому
все катушки ценой менее 200 гривен я рассматривать не буду. Не потому, что
там не найти ничего такого, чем можно вывести трофей весом полпуда, а то и
более. Просто, это и лотереей уже назвать сложно - настолько мала вероятность
стоящее изделие в этой ценовой нише найти.
Этим
летом я пытался выбрать (попросили помочь) нормальную катушку именно в этой
ценовой нише. Обследовал два базара и кучу разнокалиберных магазинчиков в
Харькове - и не нашёл. Возьму некие усреднённые цифры по харьковским меркам.
Нижний предел - пусть это будет ценовая вилка 250-300 гривен. Далее: некая
«золотая середина» - 500-600 гривен. Ещё дальше: 1000-1200 гривен; а потом -
всё остальное, что подороже. Это, вполне возможно, тоже «Китай», но брэндовый
- цены пошли уже не столько за само изделие, сколько за имя. Кто-то заметил
простое удвоение чисел предложенных мною ценовых категорий? Где-то так оно в
реальных ценах на прошедшее лето 2011 года и получается. Насчёт катушек,
которые я определил в категорию «подороже», не стану распространяться. Для
меня это дорого. При известной доле фанатизма можно купить, конечно. Но ведь,
кроме снастей, и другие статьи расходов имеются... В руках подобные катушки держал,
и не только в магазине, но... пока это не моё. А потому и не буду рассуждать о
том, чего не знаю досконально.
Итак,
начинаем «разбор полётов».
Первая
ценовая категория. Ситуация, к примеру, такая. Забежал наш собрат в рыболовный
магазин. Глаза разбежались - раздолье! Потом осмотрелся, освоился, успокоился
и стал смотреть на ценники. Сколько денег готов потратить? Сотни три,
плюс-минус полета? А можно ли здесь вообще что-то за такие деньги подобрать? И
какое оно будет? Хорошие вопросы... Покупатель с такими ресурсами бывает двух
категорий.
Первая
- глаза полны энтузиазма, руки - желания. И это при почти полном отсутствии
чётко сформулированных запросов. Хочет человек что-то уже более весомое, а
определить какое оно - опыта ещё не хватает. Честь и хвала таким рыболовам - с
этого всё и начинается. И таких, слава Богу, большинство. Кто-то из них разочаруется
на первом опыте и остановится, кто-то пойдёт дальше...
Вторая
категория - это те, кто имеет опыт. У них есть желание. Они уже смогли что-то
сделать для осуществления этого желания. Эти приобретают катушки по своим
средствам, чётко представляя, на какие компромиссы при этом идут.
Итак,
что же может быть предложено в первой ценовой категории? И может ли вообще
быть там что-то достойное внимания? Может. Худо-бедно, но 12-килограммового
карпа на моих глазах подняли и побороли агрегатом как раз из таких. Каким
именно? Это я перечислять в статье не собирался. А вот тонкости: «на что посмотреть»,
некоторые характерные конструктивные особенности моделей из этой ценовой
категории я намерен осветить - дабы помочь нашему рыболову в магазине разобраться
достаточно толково.
В
этой категории катушек не увидишь крупнокалиберных и длинных шпуль, хотя цифры
на них, вроде бы, и говорят о недурственной лесоёмкости агрегатов. Да и
механизм фрикциона, кажется, имеет приличный набор. Диаметр дисков и количество
последних больше четырёх-пяти - это говорит о перспективе нормальной его
работы на рыбе. Ось механизма, на котором сидит шпуля, не кажется чересчур
тонкой, рукоять регулировки тормозного усилия крупная и «прихватистая»,
удобная в работе. Однако, вряд ли лесоёмкость выйдет за пределы 250-300 метров
лески 0,3 мм. Это предел для такого рода механики.
А
вот почему так - обсудим после некоторого отступления. Начну с того, что
карповая катушка - это механизм из разряда своеобразных лебёдок в мире рыболовных
снастей. А кто видел скоростные лебёдки? Что для таких агрегатов важнее -
силовая передача и её надёжность (то есть, тяга) или скорость подмотки? Безусловно,
тяга! Это определяет весьма приличные габариты основного механизма катушки.
Он задаётся диаметром главной шестерни и разностью плеч ворота: диаметра
главной шестерни и диаметра, описываемого рукояткой катушки при работе.
Последний выбирается конструкторами исходя из удобства эксплуатации. Это
понятно - можно и полуметровую ручку катушки сотворить, но какая ж тогда
ножка у неё выйдет, чтоб к удилищу такое чудо прикрепить? И как это всё потом
вертеть? И так уже наши катушки «мясорубками» дразнят! Значит, не сильно разгонишься
и с диаметром главной шестерни. Но меньше определённого диаметра её тоже не
получится сделать - зубья будут недостаточно прочными, да и сама она тоже. Я
уже приводил пример из этой области.
В
общем, много критериев выбора «золотой середины». Оптимальное соотношение
передаточного числа лежит в диапазоне 4:1 - 5:1. Медленнее нельзя - это ж
сколько снасть с дистанции сто метров выматывать придётся? Быстрее тоже -
проиграем в прочности или габаритах! Есть ещё одна закавыка - габариты
позволяют «огабаритить» (в полезном смысле этого слова) и шпулю. Есть куда
спрятать тормоз, есть куда укладывать леску - хорошо!
Тут
есть тонкость - механизм, который ведает укладкой лески на шпулю, тоже
привязан к диаметру главной шестерни и габаритам корпуса катушки, этим диаметром
порождённым. Там есть вал, который вращает лесоукладыватель. Сама передача
такого рода, которая осуществляется в наших безынерционных катушках,
называется червячной. Роликом в ней с боковым исполнением «венца короны» (это
зубцы шестерёнок такого типа так называются!) является главная шестерня. Червяком
служит вал лесоукладывателя. Червяк многозаходный для обеспечения быстроты и
плавности работы механизма передачи. Количество заходов - количество витых
гребней такого вала; чем их больше, тем работа более плавная и надёжная. Но
при сохранении соотношения передачи. Это паспортная величина наших катушек, и
я о ней чуть выше упомянул.
Ещё
нужно сделать так, чтобы леска не наматывалась в одной плоскости, иначе толку
не будет: ни по лесоёмкости, ни по дальности заброса. Поэтому шпуля на своей
оси не просто вращается, а ось ещё и совершает возвратно-поступательные
движения, что обеспечивается в разных катушках по-разному.
В
моделях рассматриваемой ценовой категории это так называемый кулисный
механизм. Или (может быть!) кривошипно-ползунный на самых простых. Кривошипом
является чаще всего опять-таки главная шестерня. А что, удобно - ход ползуна
(того, что движется поступательно) не только привязан к диаметру шестерни, он
им и осуществляется! Посредством шатуна. И этим же ходом задаётся длина проточки
в шпуле под укладываемую леску. И всё бы хорошо, но есть одно «но» - в крайних
положениях, так называемых «мёртвых точках», ползун на некоторое время не
движется совсем. В идеале, это должно занимать доли секунды, но механизмы-то у
нас реальные! В них есть люфты. И за это время лесоукладыватель, который не
перестаёт вращаться, положит чуть больше лески в одно место; потом - в
другое, соответствующее второй «мёртвой точке». А самая большая скорость перемещения
ползуна соответствует четверти оборота кривошипа или полуходу самого ползуна в
каждую сторону его движения. Что будет здесь? Провал в намотке - лески
механизм в таких местах не доложит. То есть, вырисовываются те самые «верблюжьи
горбы».
Устранимо
ли это? Да, двояко. С одной стороны, механизм можно (и должно) усовершенствовать,
сделав упор на увеличение плавности и равномерности его работы. А с другой -
применить на самой шпуле так называемый бэкинг. Это, я так думаю, полезное
умение работать с собственным арсеналом катушек, но об этом немного погодя. А
пока будем говорить про усовершенствование механики работы катушек. Делается
кулисный механизм. Кулиса, выполняя функции шатуна, не жёстко закрепляется в
точках (или одной из них) вращения своих головок. Она может также совершать
ограниченное поступательное движение: относительно кривошипа или относительно
ползуна, или относительно их обоих. В её оголовках имеется не просто
отверстие, а вырезы особой формы. Траектория движения этих оголовков и задаётся
формой вырезов, которая довольно тщательно просчитывается. Чем тщательнее
этот расчёт и точнее последующее изготовление - тем точнее работает
лесоукладыватель, и тем дороже в итоге катушка.
Не
факт, что намотка станет идеальной. Качество намотки может зависеть от
диаметра применяемой лески, есть такой момент. Не бывает идеальных траекторий
для любой лески - дело в том, сколько длины шпули от общей длины проточки под
леску «съедает» за оборот лесоукладывателя сама леска. Понятно, чем больше её
собственный диаметр, тем эта величина больше. И что, делать пару десятков
кулис на все случаи жизни, и потом, при переходе от лески к леске, их менять?
И как это бы выглядело? Нет, просто приходится мириться с некоторыми дефектами
укладки или, когда это очень не нравится, корректировать намотку бэкингом.
Диаметр
шпули привязан к общим габаритам катушки, а длина - к возможному продольному
ходу её оси. Эти параметры и определяют лесоёмкость. А что, если «впихнуть» в
шпулю побольше лески? Можно ли это? А как? Сделать её более глубокой - но это
обычно уже делается в пределах, допускаемых габаритами катушки. На таких катушках
глубина паза под леску и так чрезвычайно велика (в ущерб дальности заброса). Но
о каком забросе можно говорить, если на шпуле просто не поместилось
необходимое количество лески? Сделать паз шире - но туда не уложит леску
лесоукладыватель! Зато посредине дистанции хода шпули будет бугор. Такое
часто бывает на дешёвых моделях, где, невзирая на элементарную геометрию и
физику процесса намотки, производитель делает длинную проточку, не заботясь о
том - а заполнит ли её леска при существующей геометрии их изделия? Иногда катушка
наматывает некую сложную конфигурацию форм, когда с одной стороны леска лежит
бочонком, а с противоположной - провал и горбы по краям. По бокам же - нечто
среднее, что трудно описать словами.
Как
это побороть? Ну, для начала, попросить намотать прямо в магазине на
выбранную вами катушку леску, которую вы для неё подобрали. Не понравилось -
слишком всё криво - можно попросить другой экземпляр. Если снова плохая намотка,
то задуматься о перемене модели. А если дефект намотки есть, а вы уже не
можете поменять катушку, тогда следует набраться терпения и сделать
зарисовку: что и как намоталось. В двух плоскостях. Потом смотать леску со
шпули и по выполненному рисунку сделать бэкинг. Но это уже тема отдельного
подробного рассмотрения. С рисунками - как бы это сделал (и делал в недалёком
прошлом) я сам. Я же обещал «зимний разбор полётов» во всех подробностях...
Продолжение следует
Источник: http://«Рыбачок» №3 2012 |
Категория: Ловля карпа | Добавил: Семен (23.06.2012)
| Автор: Олег Шпилев
|
Просмотров: 649
| Рейтинг: 5.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|