Среда, 15.05.2024, 16:32Приветствую Вас Гость | RSS
ПРО РЫБАЛКУ
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Форма входа

» Категории раздела
Ловля берша [1]
Ловля жереха [1]
Ловля карася [2]
Ловля карпа [3]
Ловля леща [2]
Ловля налима [1]
Ловля окуня [2]
Ловля пескаря [0]
Ловля плотвы [7]
Ловля скорпены [1]
Ловля сома [2]
Ловля судака [5]
Ловля форели [1]
Ловля щуки [5]
Ловля язя [1]

» Поиск

» people-group

» takru

» AliExpress

» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • » Статистика
      Яндекс.Метрика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
     

    Главная » Статьи » Практика ловли » Ловля карпа


    » ...

    Карп и рыболов (Часть 3)
    «Рыбачок» №3 2012

    Карп и рыболов  

    Олег Шпилев  

    ПРОДОЛЖЕНИЕ.
    НАЧАЛО ЗДЕСЬ - ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2

    ОСНАЩЕНИЕ УДИЛИЩ  
    Давайте разберёмся, поче­му катушка вообще наматы­вает леску - за счёт чего, чем? Про геометрию шпуль я немно­го уже сказал. Для начала рас­смотрим в этих изделиях не ме­ханику, а цену... Она-то ведь в сущности и отображает каче­ство. Карповое направление, наверное, самое дорогостоя­щее среди прочих стилей лов­ли. Поэтому все катушки це­ной менее 200 гривен я рас­сматривать не буду. Не потому, что там не найти ничего тако­го, чем можно вывести трофей весом полпуда, а то и более. Просто, это и лотереей уже на­звать сложно - настолько мала вероятность стоящее изделие в этой ценовой нише найти.



    Этим летом я пытался вы­брать (попросили помочь) нормальную катушку именно в этой ценовой нише. Обследовал два базара и кучу раз­нокалиберных магазинчиков в Харькове - и не нашёл. Возьму некие усреднённые цифры по харьковским меркам. Нижний предел - пусть это будет цено­вая вилка 250-300 гривен. Да­лее: некая «золотая середина» - 500-600 гривен. Ещё дальше: 1000-1200 гривен; а потом - всё остальное, что подороже. Это, вполне возможно, тоже «Ки­тай», но брэндовый - цены пошли уже не столько за само изделие, сколько за имя. Кто-то заметил простое удвоение чи­сел предложенных мною цено­вых категорий? Где-то так оно в реальных ценах на прошед­шее лето 2011 года и получа­ется. Насчёт катушек, которые я определил в категорию «по­дороже», не стану распростра­няться. Для меня это дорого. При известной доле фанатиз­ма можно купить, конечно. Но ведь, кроме снастей, и другие статьи расходов имеются... В руках подобные катушки дер­жал, и не только в магазине, но... пока это не моё. А пото­му и не буду рассуждать о том, чего не знаю досконально.
    Итак, начинаем «разбор по­лётов».
    Первая ценовая категория. Ситуация, к примеру, такая. За­бежал наш собрат в рыболов­ный магазин. Глаза разбежа­лись - раздолье! Потом осмо­трелся, освоился, успокоил­ся и стал смотреть на ценни­ки. Сколько денег готов потра­тить? Сотни три, плюс-минус полета? А можно ли здесь во­обще что-то за такие деньги подобрать? И какое оно бу­дет? Хорошие вопросы... По­купатель с такими ресурсами бывает двух категорий.
    Первая - глаза полны энтузи­азма, руки - желания. И это при почти полном отсутствии чётко сформулированных запросов. Хочет человек что-то уже бо­лее весомое, а определить ка­кое оно - опыта ещё не хватает. Честь и хвала таким рыболовам - с этого всё и начинается. И та­ких, слава Богу, большинство. Кто-то из них разочаруется на первом опыте и остановится, кто-то пойдёт дальше...
    Вторая категория - это те, кто имеет опыт. У них есть жела­ние. Они уже смогли что-то сде­лать для осуществления этого желания. Эти приобретают ка­тушки по своим средствам, чёт­ко представляя, на какие ком­промиссы при этом идут.
    Итак, что же может быть предложено в первой ценовой категории? И может ли вооб­ще быть там что-то достойное внимания? Может. Худо-бедно, но 12-килограммового карпа на моих глазах подняли и поборо­ли агрегатом как раз из таких. Каким именно? Это я перечис­лять в статье не собирался. А вот тонкости: «на что посмо­треть», некоторые характер­ные конструктивные особен­ности моделей из этой цено­вой категории я намерен осве­тить - дабы помочь нашему ры­болову в магазине разобраться достаточно толково.
    В этой категории катушек не увидишь крупнокалиберных и длинных шпуль, хотя цифры на них, вроде бы, и говорят о недурственной лесоёмкости агрегатов. Да и механизм фрик­циона, кажется, имеет прилич­ный набор. Диаметр дисков и количество последних боль­ше четырёх-пяти - это говорит о перспективе нормальной его работы на рыбе. Ось механиз­ма, на котором сидит шпуля, не кажется чересчур тонкой, рукоять регулировки тормоз­ного усилия крупная и «прихватистая», удобная в работе. Однако, вряд ли лесоёмкость выйдет за пределы 250-300 ме­тров лески 0,3 мм. Это предел для такого рода механики.
    А вот почему так - обсудим после некоторого отступления. Начну с того, что карповая ка­тушка - это механизм из разряда своеобразных лебёдок в мире рыболовных снастей. А кто видел скоростные лебёдки? Что для та­ких агрегатов важнее - силовая пе­редача и её надёжность (то есть, тяга) или скорость под­мотки? Безу­словно, тяга! Это определя­ет весьма при­личные габари­ты основного механизма ка­тушки. Он зада­ётся диаметром главной шестер­ни и разностью плеч ворота: ди­аметра главной шестерни и диа­метра, описываемого рукояткой катушки при работе. Последний выбирается конструкторами ис­ходя из удобства эксплуатации. Это понятно - можно и полуме­тровую ручку катушки сотво­рить, но какая ж тогда ножка у неё выйдет, чтоб к удилищу та­кое чудо прикрепить? И как это всё потом вертеть? И так уже наши катушки «мясорубками» дразнят! Значит, не сильно раз­гонишься и с диаметром глав­ной шестерни. Но меньше опре­делённого диаметра её тоже не получится сделать - зубья будут недостаточно прочными, да и сама она тоже. Я уже приводил пример из этой области.



    В общем, много критериев вы­бора «золотой середины». Опти­мальное соотношение переда­точного числа лежит в диапазо­не 4:1 - 5:1. Медленнее нельзя - это ж сколько снасть с дистан­ции сто метров выматывать при­дётся? Быстрее тоже - проигра­ем в прочности или габаритах! Есть ещё одна закавыка - габа­риты позволяют «огабаритить» (в полезном смысле этого сло­ва) и шпулю. Есть куда спрятать тормоз, есть куда укладывать леску - хорошо!
    Тут есть тон­кость - механизм, который ве­дает укладкой лески на шпу­лю, тоже привязан к диаметру главной шестерни и габаритам корпуса катушки, этим диаме­тром порождённым. Там есть вал, который вращает лесоукладыватель. Сама передача такого рода, которая осущест­вляется в наших безынерционных катушках, называется чер­вячной. Роликом в ней с боко­вым исполнением «венца короны» (это зубцы шестерёнок та­кого типа так называются!) яв­ляется главная шестерня. Чер­вяком служит вал лесоуклады­вателя. Червяк многозаходный для обеспечения быстроты и плавности работы механизма передачи. Количество заходов - количество витых гребней та­кого вала; чем их больше, тем работа более плавная и надёж­ная. Но при сохранении соотно­шения передачи. Это паспорт­ная величина наших катушек, и я о ней чуть выше упомянул.
    Ещё нужно сделать так, что­бы леска не наматывалась в одной плоскости, иначе толку не будет: ни по лесоёмкости, ни по дальности заброса. По­этому шпуля на своей оси не просто вращается, а ось ещё и соверша­ет возвратно-поступательные движения, что обеспечива­ется в разных катушках по-разному.
    В моделях рассматри­ваемой це­новой кате­гории это так называемый кулисный механизм. Или (может быть!) кривошипно-ползунный на самых простых. Кри­вошипом является чаще всего опять-таки главная шестерня. А что, удобно - ход ползуна (того, что движется поступательно) не только привязан к диаметру ше­стерни, он им и осуществляет­ся! Посредством шатуна. И этим же ходом задаётся длина про­точки в шпуле под укладывае­мую леску. И всё бы хорошо, но есть одно «но» - в крайних поло­жениях, так называемых «мёрт­вых точках», ползун на некото­рое время не движется совсем. В идеале, это должно занимать доли секунды, но механизмы-то у нас реальные! В них есть люфты. И за это время лесоукладыватель, который не пере­стаёт вращаться, положит чуть больше лески в одно место; по­том - в другое, соответствую­щее второй «мёртвой точке». А самая большая скорость пере­мещения ползуна соответству­ет четверти оборота кривошипа или полуходу самого ползуна в каждую сторону его движения. Что будет здесь? Провал в на­мотке - лески механизм в таких местах не доложит. То есть, вырисовываются те самые «вер­блюжьи горбы».
    Устранимо ли это? Да, двоя­ко. С одной стороны, механизм можно (и должно) усовершен­ствовать, сделав упор на увели­чение плавности и равномерно­сти его работы. А с другой - при­менить на самой шпуле так на­зываемый бэкинг. Это, я так ду­маю, полезное умение работать с собственным арсеналом кату­шек, но об этом немного погодя. А пока будем говорить про усо­вершенствование механики ра­боты катушек. Делается кулис­ный механизм. Кулиса, выпол­няя функции шатуна, не жёст­ко закрепляется в точках (или одной из них) вращения своих головок. Она может также со­вершать ограниченное поступательное движение: относитель­но кривошипа или относитель­но ползуна, или относительно их обоих. В её оголовках имеет­ся не просто отверстие, а выре­зы особой формы. Траектория движения этих оголовков и за­даётся формой вырезов, кото­рая довольно тщательно про­считывается. Чем тщательнее этот расчёт и точнее последую­щее изготовление - тем точнее работает лесоукладыватель, и тем дороже в итоге катушка.
    Не факт, что намотка станет идеальной. Качество намот­ки может зависеть от диаметра применяемой лески, есть такой момент. Не бывает идеальных траекторий для любой лески - дело в том, сколько длины шпу­ли от общей длины проточки под леску «съедает» за оборот лесоукладывателя сама леска. По­нятно, чем больше её собствен­ный диаметр, тем эта величина больше. И что, делать пару де­сятков кулис на все случаи жиз­ни, и потом, при переходе от ле­ски к леске, их менять? И как это бы выглядело? Нет, просто при­ходится мириться с некоторыми дефектами укладки или, когда это очень не нравится, коррек­тировать намотку бэкингом.



    Диаметр шпули привязан к об­щим габаритам катушки, а дли­на - к возможному продольно­му ходу её оси. Эти параметры и определяют лесоёмкость. А что, если «впихнуть» в шпулю побольше лески? Можно ли это? А как? Сделать её более глубо­кой - но это обычно уже делается в пределах, допускаемых габа­ритами катушки. На таких катуш­ках глубина паза под леску и так чрезвычайно велика (в ущерб дальности заброса). Но о каком забросе можно говорить, если на шпуле просто не помести­лось необходимое количество лески? Сделать паз шире - но туда не уложит леску лесоукла­дыватель! Зато посредине дис­танции хода шпули будет бугор. Такое часто бывает на дешёвых моделях, где, невзирая на элементарную геометрию и физи­ку процесса намотки, производи­тель делает длинную проточку, не заботясь о том - а заполнит ли её леска при существующей ге­ометрии их изделия? Иногда ка­тушка наматывает некую слож­ную конфигурацию форм, когда с одной стороны леска лежит бо­чонком, а с противоположной - провал и горбы по краям. По бо­кам же - нечто среднее, что труд­но описать словами. Как это побороть? Ну, для на­чала, попросить намотать пря­мо в магазине на выбранную вами катушку леску, которую вы для неё подобрали. Не по­нравилось - слишком всё кри­во - можно попросить другой эк­земпляр. Если снова плохая на­мотка, то задуматься о переме­не модели. А если дефект на­мотки есть, а вы уже не можете поменять катушку, тогда следу­ет набраться терпения и сде­лать зарисовку: что и как намо­талось. В двух плоскостях. По­том смотать леску со шпули и по выполненному рисунку сде­лать бэкинг. Но это уже тема от­дельного подробного рассмо­трения. С рисунками - как бы это сделал (и делал в недалё­ком прошлом) я сам. Я же обе­щал «зимний разбор полётов» во всех подробностях...

    Продолжение следует



    Источник: http://«Рыбачок» №3 2012
    Категория: Ловля карпа | Добавил: Семен (23.06.2012) | Автор: Олег Шпилев
    Просмотров: 649 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz